Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Как производители коммерческих автомобилей идут путем унификации

 

Разработка и подготовка к серийному выпуску современных коммерческих автомобилей – процесс, требующий немало времени и солидных инвестиций. Для оптимизации финансовых расходов при освоении новых моделей сегодня многие автопроизводители прибегают к такой палочке-выручалочке как кооперация. Это не только позволяет ускорить внедрение передовых технологий в области безопасности и экологичности, но сделать продукт доступным для конечного потребителя. Еще один важный аспект — удешевление и упрощение послепродажного обслуживания. Все это в конечном итоге способствует повышению прибыльности. 

Как все начиналось

Одним из самых ранних и масштабных примеров кооперации в классе легких развозных автомобилей является совместное предприятие SEVEL, образованное в 1978 году. Уже через три года с итальянского завода в Валь-ди-Сангро начали сходить автомобили разных брендов, изготовленные на одной платформе: Citroen J25, Peugeot J5 и Fiat Ducato. Сперва ежедневно выпускалось по 350 машин, а в дальнейшем этот показатель увеличили втрое. В 2005 году здесь был собран уже трехмиллионный автомобиль.

Если говорить о более тяжелых грузовиках, то здесь сотрудничество производителей началось еще раньше. Так, еще в 1967 году чешская компания AVIA подписала лицензионное соглашение с именитым французским предприятием SAVIEM. И уже с осени следующего года на модернизированном заводе возле Праги был освоен выпуск машин А15 и А30, грузоподъемностью 1,5 и 3,0 т и полной массой до 6,0 т. На них устанавливали лицензионный 4-цилиндровый дизельный двигатель 5517 с непосредственным впрыском топлива и сферической камерой сгорания – мощностью 72 или 80 л. с.

А в 1970 году в Венгрии стартовал выпуск грузовиков тяжелого класса под маркой RABA — результат лицензионного соглашения с компанией MAN. Здесь изготавливали машины полной массой от 16 т до 26 т, способные работать в составе 38-тонных автопоездов. Они комплектовались 6-цилиндровыми дизельными двигателями рабочим объемом 10,3 и 10,7 л, мощностью 192 – 256 л. с., а позднее и 15,4-литровым агрегатом V8 в 304 л. с.

 Клуб четырех и не только

Также следует отметить и знаковую кооперацию среди производителей среднетоннажных грузовиков, известную под названием «Клуб четырех». В начале 70-х годов в рамках объединения ETD была разработана унифицированная кабина для моделей сразу нескольких брендов: DAF, Magirus-Deutz (IVECO), Berliet/Renault и Volvo. Она получила современный дизайн, большую площадь остекления и была сделана откидывающейся, что упрощало обслуживание силового агрегата. Грузовики с такой кабиной стали очень популярными. Так, например, модель IVECO-Magirus MK-cерии выпускалась с 1975 по 1992 год.

Объединили свои усилия в сегменте среднетоннажников и такие именитые производители как MAN и Volkswagen. В итоге в 1979 году начался выпуск модели MAN G90, получившей кабину от развозных машин Volkswagen LT. Автомобили полной массой от 6,0 до 10 т оснащались четырех- или шестицилиндровыми дизельными двигателями мощностью от 90 до 150 л. с. Производство грузовиков наладили на двух заводах – в Ганновере и Зальцгиттере. Всего до 1993 года было изготовлено более 72 тыс. машин.

А в 1996 году Volkswagen начал выпуск легких развозных автомобилей LT следующего поколения. Они были разработаны в кооперации с Mercedes-Benz, который годом ранее представил полностью новую модель — Sprinter. Автомобили отличались дизайном передней части кузова, интерьером, двигателями и, понятное дело, эмблемами. В 2006 году обе модели претерпели очередную реинкарнацию поколений: Volkswagen LT стал называться Crafter, а Sprinter остался верен прежнему «имени».

Под крылом Stellantis

Крупнейшим объединением среди производителей легких коммерческих автомобилей сегодня является группа Stellantis. Она была образована в 2021 году посредством слияния Fiat Chrysler Automobiles и PSA Group. По данным на 2023 год Stellantis был четвертым по величине автопроизводителем в мире по объему продаж после Toyota , Volkswagen Group и Hyundai Motor Group. Если говорить о коммерческих автомобилях, то Stellantis производит и продает машины под такими брендами как Citroen, Fiat, Opel, Peugeot, Ram Trucks и Vauxhall. В 2022 году по всему миру было реализовано более 1,6 млн ед.

Приведем пример таких популярных развозных моделей как Citroen Berlingo, Peugeot Partner, Fiat Doblo и Opel Combo, построенных на общей платформе. То же самое и с более грузоподъемными моделями, перевозящими до двух тонн – Citroen Jumper, Peugeot Boxer, Fiat Ducato и Opel Movano. Все эти машины унифицированы по кузову и силовой линии. Такая кооперация позволила машинам разных брендов получить передовые силовые установки, как дизельные, так и экологически чистые, работающие исключительно на электротяге. Ожидается, что к 2030 году это поможет удвоит прибыль Stellantis от реализации коммерческих автомобилей и увеличить долю электромобилей до 40%.

Глобальный альянс

В 2019 году о создании глобального альянса объявили и такие крупнейшие производители коммерческих автомобилей как Volkswagen и Ford. Компания Ford взялась за разработку для своего немецкого партнера нового cреднеразмерного пикапа. В итоге в 2022 году дебютировала модель Volkswagen Amarok, которая получила общую платформу с пикапом Ford Ranger cледующего поколения. Показательно, что обе эти модели выпускаются в одном месте – на заводе Ford Silverton Assembly Plant в Претории (ЮАР).

А самым новым продуктом данного сотрудничества является семейство развозных автомобилей Volkswagen Transporter T7, дебютировавшее в сентябре этого года. Машины построены на общей платформе с Ford Transit Custom. Новый Transporter cтал на 10% вместительнее – объем грузового отсека в модели со стандартной колесной базой возрос до 5,8 м куб., а в длиннобазной версии этот показатель достигает 9 кубометров. Более того, на модели Transporter впервые стали доступны три типа двигателей: турбодизели (мощностью 110, 150 и 170 л. с.), установка Plug-in Hybrid (232 л. с.) и три варианта электромотора (136, 218 и 286 л. с.) с питанием от батарей емкостью 64 кВТ.ч.

Три в одном

Заслуживает внимания и альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. Он был образован еще 25 лет назад между компаниями Renault и Nissan, а в 2016 году к нему присоединилась и Mitsubishi Motors. На европейском рынке Nissan предлагает легкие развозные автомобили трех семейств – Townstar, Primastar и Interstar, которые построены на общей платформе с моделями Renault: Kangoo, Trafic и Master соответственно.

В 2010 году альянс начал сотрудничать с концерном Daimler. В итоге в модельном ряду Mercedes-Benz появился новый компактный развозной фургон – Citan, во многом унифицированный с Renault Kangoo. Сегодня Citan представлен уже вторым поколением, в том числе в исполнении на электротяге – eCitan.

В сегменте грузовиков среднего и тяжелого классов наглядным примером кооперации является приобретение в апреле 2020 года концерном Volvo AB известной компании Renault V.I.  После этого Volvo cтал крупнейшим европейским производителем грузовиком и вторым по величине в мире. В 2007 году Volvo также приобрело и японского производителя Nissan Diesel. В итоге сегодня на европейском рынке предлагаются немало моделей этих брендов, унифицированных по двигателям, коробкам передач и другим агрегатам.

Таким образом объединение автопроизводителей в разработке новых моделей на общих платформах позволяет оперативно выводить на рынок продукт, отвечающий современным требованиям, причем по оптимальным ценам и стоимости обслуживания.

Оставить комментарий