Сегодня перед многими автоперевозчиками стоит актуальная задача — повысить прибыльность собственного бизнеса и определить пути дальнейшего развития. Важнейшей составляющей успеха здесь является оптимизация эксплуатационных расходов конкретного автопарка. По статистике до 40% таких расходов составляют затраты на горючее. Практически половина! Как их снизить? Одним из самых эффективных решений являются телематические системы для управления автопарком. Это комплексное решение, объединяющее технологии мониторинга и аналитики с инновационными методами обучения водителей.

Специальное оборудование, установленное непосредственно на автомобиле, а также программное обеспечение позволяют оперативно в режиме онлайн получать данные о важнейших параметрах, влияющих на расход топлива. Они делятся на несколько основных групп:
- скорость транспортного средства;
- обороты двигателя;
- торможение, ускорение;
- холостой ход;
- круиз-контроль.
Такие системы помогает детально проанализировать каждый из параметров. К примеру, причину превышения скорости (частое нажатие на педаль газа), длительность езды на повышенных оборотах. А также частоту использования моторного тормоза и движения накатом, равно как и применение круиз-контроля именно там, где это действительно необходимо для экономии топлива. В итоге система выставляет оценку для каждого из параметров, показывает уровень мастерства того или иного водителя.
Грамотное вождение позволяет не только снизить расход топлива, но и сократить затраты на техническое обслуживание, продлевая ресурс шин, тормозных колодок, двигателя и трансмиссии. Все это положительно сказывается и на безопасности дорожного движения, сводя к минимуму риски попадания в ДТП и связанных с ними непредвиденных простоев. Не следует забывать, что передовые решения по мониторингу и управлению автопарком улучшают также экологический аспект грузоперевозок. Ведь чем меньше расходуемого топлива, тем меньше вредных веществ попадает в атмосферу.
Королева дорог
Одним из лидеров по внедрению телематики на грузовиках является известный шведский производитель Scania. Эту компанию не зря называют «королевой дорог». Она предлагает систему FMS (Fleet management system), которая помогает отслеживать местоположение конкретной машины, следить за ее показателями, планировать технический осмотр и вообще понимать, как водители эксплуатируют грузовики.

На выбор предлагаются три пакета. Это «Мониторинг», когда раз в неделю по электронной почте клиент получает отчеты с информацией о каждом автомобиле в автопарке, что дает возможность уменьшить эксплуатационные расходы. Подписка на этот пакет бесплатная.
Следующий пакет – «Местоположение», который помимо услуг «Мониторинга» позволяет проследить, где находится автомобиль в данное время.
Самым продвинутым является пакет «Контроль», с помощью которого можно детально анализировать тот или иной параметр, включая стиль вождения, а также проводить дистанционную диагностику автомобиля и планировать прохождение ТО.
Предлагается также мобильное приложение Scania Fleet App, которое помогает водителями и административному персоналу в повседневной работе с различными функциями. Например, это может быть включение обогревателя кабины и двигателя задолго до смены, отсылка отчетов в офис о проблемах с грузовиком, включая справочные фотографии.
Опыт на миллион
Нынешней весной стало известно о том, что концерн Daimler Truck на сегодняшний день смог подключить к глобальной цифровой платформе уже более миллиона своих грузовиков и автобусов. Это повысило надежность их работы, безопасность, производительность, а также улучшило экологические параметры. Специальное приложения дистанционной диагностики Mercedes-Benz Trucks Uptime, которое доступно не только для грузовиков, то и для прицепной техники, с помощью датчиков анализирует состояние различных систем. В случае обнаружения неполадок информация поступает в центр поддержки Truck Data Center, а затем направляется в сервисный центр. Сегодня уже все новые грузовики Mercedes-Benz Actros стандартно оснащаются модулем формата DIN A5, который при помощи Bluetooth, мобильного интернета или GPS обеспечивает передачу данных в Truck Data Center. Все это уменьшает количество незапланированных поездок на СТО. По статистике, число таких обращений в Европе благодаря Mercedes-Benz Trucks Uptime сократилось вдвое! В итоге это экономит время и деньги перевозчикам.

Прицепная техника под контролем
Системы телематики сегодня активно внедряются и ведущими производителями прицепной техники. И тому наглядный пример компания Schmitz Cargobull cо своим передовым продуктом Trailer Connect. Система позволяет контролировать и управлять автопарком на одном портале. Особенно это касается рефрижераторных полуприцепов, где телематика помогает быть всегда в курсе температурного режима груза, в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств, удаленно вносить те или иные изменения. Диспетчер не только контролирует местоположения полуприцепа и его технические параметры (давление в шинах, нагрузку на ось), но и в случае угрозы сохранности груза может даже заблокировать дверные замки. Телематика также позволяет в планировании оптимального маршрута с определением расчетного времени прибытия и учета времени в пути. Также стоит отметить специальное мобильное приложение для водителей – beSmartApp.
Для упрощения работы и стандартизации такие ведущие производители прицепной техники как Schmitz Cargobull и Krone в рамках кооперации открыли интерфейсы своих систем телематики для открытой обработки данных. Это позволяет клиентам быстрее получать информацию о своем автопарке, а значит и более эффективно им управлять.

Мотивация водителей
А теперь коснемся такого важного аспекта как мотивация водителей. Многие из них имеют свой, выработанный годами стиль вождения, поэтому любое нововведение – в данном случае установку системы телематики — могут встретить не всегда однозначно. Для решения этой проблемы предлагается ряд путей.
Начнём с денежного поощрения. Премии для большей эффективности можно давать по результатам месячных или квартальных периодов во время импровизированных соревнований. Тогда водители будут особенно стараться достичь лучшей топливной экономичности и более безопасного вождения.
Еще одним эффективным решением является организация оперативной обратной связи с водителями. Это может быть использование различных мобильных устройств (смартфоны, планшеты), на которые будут передаваться отчеты с оценками тех или иных параметров управления. Сотрудник сможет сам проанализировать свои недостатки. И здесь очень важно помочь ему исправить их.

Во-первых, для этого можно проводить обучающие онлайн-семинары, видеоуроки или обеспечивать доступ к соответствующей литературе. Во-вторых, водителю можно предоставить возможность самому предлагать те или иные рекомендации, которые, по его мнению, должны повысить эффективность грузоперевозок, в том числе снизить расход топлива. Водители должны понимать, что от оптимизации работы каждого из них зависит успешность бизнеса всего предприятия.