Сегодня коммерческий автотранспорт стоит на пороге глобальных инноваций, направленных на постоянное снижение количества вредных выбросов в атмосфере. На долю большегрузных машин приходится до 25% всех парниковых газов, выделяемых автомобилями в странах ЕС, что равняется 6% от всего объема таких выбросов в Евросоюзе. Как результат Европарламент в ноябре 2023 года поддержал экологические правила, согласно которым вредные выбросы для новых грузовиков тяжелого класса должны быть снижены на 65% уже к 2030 году и на 90% — к 2035-му.

Электрогрузовики от Volvo
Здесь нужно сказать, что «семерка» ведущих производителей в этом классе не сидит сложа руки, а уже активно готовится к таким изменениям. И наглядный тому пример – компания Volvo Trucks. Ведь именно она еще в 2019 году первой в мире начала производство большегрузных грузовиков на электротяге. Сначала это были развозные модели для города, а в 2022 году к ним присоединились и машины для магистральных перевозок, а также строительного сегмента. Сегодня в ее производственной программе находится уже шесть моделей электрогрузовиков, которые выпускаются на четырех заводах – во Франции, Швеции, Бельгии и США. Компания в общей сложности получила заказ на 6000 экологически чистых машин.

И не случайно почетный титул International Truck of the Year 2024 завоевал именно магистральный тягач Volvo FH Electric. Кстати, за всю 47-летнюю историю данного престижного международного конкурса это стало первой победой грузовика на электротяге. Модель может иметь до шести батарейных блоков суммарной емкостью 540 кВт.ч., что обеспечивает 44-тонному автопоезду запас хода до 300 км.
Дизельные тягачи Volvo стали экономичнее

Mercedes-Benz на батареях
Активно работает над электрическими грузовиками и концерн Daimler Truck AG. Cерийный выпуск большегрузной модели Mercedes-Benz eActros был начат еще в октябре 2021 года. Машина может комплектоваться тремя или четырьмя блоками батарей, что обеспечивает запас хода до 400 км. На зарядку трех блоков от 20 до 80% емкости постоянным током 160 кВт уходит чуть более часа. Однако производитель не остановился на достигнутом. И уже в октябре 2023 года был презентован магистральный тягач eActros 600, укомплектованный батареями LFP емкостью 621 кВт.ч. В итоге 44-тонный автопоезд может проезжать без подзарядки до 500 км. А с учетом промежуточной зарядки в ходе обязательного 45-минутного перерыва с учетом режима труда и отдыха водителей, ежедневный пробег автопоезда достигает 1000 км. Серийный выпуск таких машин должен развернутся уже в нынешнем году.

ЭлектроMAN
А еще один крупный немецкий производитель – MAN Truck & Bus – обещает развернуть производство своих новейших электрических тягачей eTruck уже в 2025 году, на заводе в Мюнхене. Машины получат от трех до шести батарейных блоков емкостью до 480 кВт.ч. С промежуточной 45-минутной зарядкой постоянным током 375 кВт автопоезд сможет проезжать в течение дня до 800 км.
Зарядные станции для электрогрузовиков
Массовый переход транспортных компаний на электрический подвижной состав будет невозможен без развитой инфраструктуры скоростных зарядных станций. Вот почему концерны Traton Group (куда входит MAN), Volvo Group и Daimler Truck создали совместное предприятие по обустройству сети из 1700 таких станций по всей Европе. В это число также войдут перспективные, т. н. мегаваттные станции, которые смогут заряжать батареи от 20 до 80% емкости всего за полчаса.
Инновации от Scania
Что же касается интересных решений в области двигателей внутреннего сгорания, то здесь нельзя не отметить компанию Scania с ее инновационной силовой линией Super, позволяющей экономить до 8% топлива. Грузовики оснащаются 13-литровым турбодизелем с тепловым КПД на уровне 50%, что является рекордом в данном классе. Моторы в вариантах мощности 420 – 560 л. с. имеют сдвоенные распредвалы и систему очистки выхлопных газов с помощью двойного впрыска AdBlue – Scania Twin SCR. Свою лепту вносят новые автоматические коробки передач Scania Opticruise и модернизированные ведущие мосты.

В 2020 году Scania начала выпуска электрических машин для городских развозок, а через два года эта линейка была расширена магистральными тягачами, способными работать с автопоездами массой до 64 т (для рынка Швеции). Дальнобойные модели с выходной мощностью 410 кВт могут иметь до шести батарейных блоков емкостью до 624 кВт.ч, что позволяет достичь запаса хода в 350 км. При этом на зарядку постоянным током в 375 кВт для пробега в 270 – 300 км необходимо всего около часа.

Новый дизайн тягачей DAF
Отдельного разговора заслуживает компания DAF Trucks N.V., которая еще в 2021 году первой начала производство магистральных тягачей с учетом новых европейских норм по массе и габаритам для машин данного класса. Это дало возможность удлинить кабины новых моделей XF, XG и XG+ в передней части на 160 мм, а в задней – на 330 мм (кроме машин XF). Кабины стали просторнее – внутренний объем возрос на 14%, до 12,5 кубометров. Новые размеры также оптимизировали аэродинамику, что вместе с модернизированным 13-литровым двигателем позволило уменьшить расход топлива на 10,2%. Как результат тягачи нового семейства XF, XG и XG+ стали победителями в конкурсе International Truck of the Year 2022.

Тягачи на водороде от Nicola
Весьма перспективным направлением в развитии экологически чистых большегрузных автомобилей является технология водородных топливных элементов. И здесь особых успехов достигла американская корпорация Nikola, которая в четвертом квартале 2023 года уже поставила первым клиентам 35 магистральных тягачей Tre FCEV. Эти машины разработаны в кооперации с IVECO, что хорошо видно по кабинам, которые во многом унифицированы с моделями S-Way. Машины комплектуются установкой топливных элементов мощностью 200 кВт, баллонами для 70 кг водорода, который хранится под давлением 700 бар, а также электромотором с постоянной мощностью 400 кВт и батареями емкостью 164 кВт.ч. Такой тягач в составе автопоезда имеет запас хода до 800 км. Заправка водородом занимает менее 20 минут.
Водородный Mercedes-Benz GenH2 успешно прошел испытание
Активно работает над водородными технологиями и Daimler Truck AG. В сентябре 2023 года перспективный седельный тягач Mercedes-Benz GenH2 в составе груженого автопоезда сумел проехать по дорогам общего пользования 1047 км без дозаправки. К середине 2024 года обещают запустить первый тестовый парк таких автомобилей.

АЗС расширятся водородными заправочными станциями
Серийное производство начнется позднее. Как и в случае с аккумуляторными электрогрузовиками для полноценного перехода отрасли на водородные тягачи нужна соответствующая инфраструктура АЗС. В немецком городе Верт недавно была открыта первая водородная заправочная станция для грузовиков. Ее мощность составляет 400 кг водорода в час, что позволяет заправить 80 кг этого экологического топлива в емкости Mercedes-Benz GenH2 всего за 10 – 15 минут.
https://media.electrive.com/2023/09/cdaed7f0-daimler-truck-mercedes-benz-genh2-truck-e-lkw-electric-truck-fcev-2023-05-min-1400×933.jpg

Упор на экологичность
Таким образом сегодня в развитии конструкций зарубежного грузового автотранспорта наблюдаем целый ряд принципиально новых, перспективных технических решений. Основной упор производители делают на экологичность, что весьма актуально в нынешних реалиях.